БОЛЬШОЙ РАСПЕВ для струнных, чембало и ударных.
"Хоровое" сочинение для инструментов, имитирующее некоторые особенности
древнерусского церковного распева. Многоголосие в древнерусской музыке имело, в
основном,
гетерофонный характер, т.е. - все пели, как будто, одно и тоже, но, по разному
(это было вызвано,
во многом, системой записи с помощью специальных знаков "знамен", каждый из
которых
обозначал целый мелодический оборот, и трактовался исполнителями достаточно
субъективно).
Для большей слитности звучания, струнные инструменты в оркестре "перемешаны",
они образуют
четыре одинаковые по тембру группы (в каждой есть и скрипки и альты и
виолончели)
и различаются только пространственно. В основе лада - традиционная византийская
система трихордов,
прибавление которых образует характерный интервал уменьшенной октавы.
ЧАКОНА для фортепиано
Сочинение предназначено только для инструментов имеющих третью педаль (педаль
Стенвея).
Кроме этого, необходимо усиление звука через микрофон установленный над басовыми
струнами.
Основная гармоническая последовательность чаконы звучит в обертонах
(что, собственно и требует усиления звука), причем в очень замедленном темпе -
всего 3 вариации.
SHALYAPIN.wav
В композиции использованы только голос Ф.И.Шаляпина: - отдельные звуки, фразы,
восклицания, дыхание и т.п. Диапазон компьютерной обработки - максимально
возможный
на период создания этой работы (1998г.), от практически не измененного звучания,
до выделения
отдельных обертонов, формант, и весьма радикальных преобразований с помощью
различных эффектов.
ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ И. Бродского - хоровой микроцикл написанный на ранние,
"ленинградские" стихи поэта.
Стилистически музыка близка к хоровой миниатюре "шансон" распространенной в
ленинградской музыке
80-х годов, впрочем, с некоторыми элементами самоиронии. Сочинение посвящено
С-Петербургскому
молодежному хору.
ДВА МОТЕТА ДЖЕЗУАЛЬДО (Ave
sanctissima Mfria, Veni Creator )
Попытка реставрации двух 6-голосных мотетов из второй книги Sacrae Cantiones
Джезуальдо, у которых потеряны два голоса.Композиторы XX века неоднократно
обращались к этому тексту, как, впрочем, и к другим частично утраченным,
или неоконченным произведениям - Шуберта, Малера и др. Наиболее известен
опыт И.Стравинского, который дописал голоса нескольких мотетов подчеркнуто в
собственном стиле.Задачей этой работы было максимальное приближение и, где
возможно,восстановление текста Джезуальдо. Сочинение существует в виде
традиционной хоровой партиты и инструментовки для сопрано и ансамбля солистов,
которая не имеет отношения к эпохе Джезуальдо, за исключением того
обстоятельства, что в музыке ренессанса любые инструменты могли заменять любые вокальные голоса
подходящего диапазона.
Litania
Текст литании состоит из тезисов (Versus) и ответа (response - "ora pro nobis").
На меня очень большое впечатление произвела одна служба в Польше, когда
священник
читал текст и огромная толпа прихожан отвечала ему. Отсюда - неизменное
повторение.
Стилистически музыка начинается с грегорианского хорала, затем надолго
останавливается в конце
16-го века, это мое любимое музыкальное время (фраза "rosa mistica" - почти
цитата из Джезуальдо). Всю эпоху драматической музыки - от барокко до авангарда, я пропустил.
Конец пьесы и вся ее структура близки к минимализму.
Там есть еще всякие фокусы, например, в одном фрагменте подряд идут модуляции в
12 тональностей и т.д., но вообщем это не важно для слушателя.
ДВА РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ
кантата для двух хоров и оркестра
М. Ломоносов - первый русский выдающийся ученый, поэт, художник, просветитель,
основатель академии
наук и т.д. - человек, которого сравнить можно разве что с выдающимися деятелями
ренессанса. Кажется единственное, чего он не делал - это не сочинял музыку.
Поэтому первую часть кантаты можно считать фантазией на тему "если бы Ломоносов
сочинял еще и музыку". Это не правильно было бы считать стилизацией, это просто написано так, как мог
бы написать композитор,
живший где то между Щютцем и Генделем. Лишь крохотные детали могут выдать
иронию, характерную
для нашего времени.
Два размышления о божием величестве - одни из самых известных стихотворений
Ломоносова.
Строки "Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна" известны
настолько широко,
что многие считают, что их написал Пушкин. Стихи очень характерны для
рационального "века просвещения",
когда казалось, что все уже в этом мире понятно и логично, за исключением, может
быть, маленьких деталей;
вот, например, полярное сияние- непонятно, а, остальное все - практически, ясно.
В то же время, наряду с наивностью, вызывающей в наше время естественную иронию,
в стихах присутствует
временами какая-то космическая мощь: - "Песчинка как в морских волнах, как мала
искра в вечном льде,
как в сильном вихре тонкий прах, в свирепом как перо огне, так я, в сей бездне
углублен, теряюсь, ...".
Поэтому вторая часть кантаты представляет собой сложную смесь различных стилей и
эстетик от
пафосного соцарта до минимализма.
ДВЕ КОМПОZИЦИИ
ДЛЯ eNsemble
СТИХИ О СТРАШНОМ СУДЕ
Для сопрано и струнного квартета. Слова народные
Автор разрабатывает интонационный строй народной духовной песни,
большинству музыкантов ХХ века казавшийся недостаточно "интеллектуальным".
Почти цитаты из Откровения святого Иоанна соседствуют с бесхитростными
бытовыми рассуждениями, отсюда жутковатая достоверность текста. Вокальная линия включает обороты характерные для фольклорного прототипа,
но преобладают приемы более типичные для минималистской музыки.
Роль струнных - не аккомпанимент и не контрапункт, нет ни аккордов,
ни баса, ни определенного ритма. Скорее это отражение той же песни
в странном зеркале, которое трансформирует слово и интонацию в вариации
тембра и фактуры.
МАХАКАЛА (БОЙ У СТАНЦИИ ЛОЗОВАЯ)
Для кларнета, бас кларнета и струнного квинтета- вторая часть диптиха.
Название пьесы отсылает к роману В.Пелевина "Чапаев и пустота",
хотя никакой конкретной программы в музыке нет. Музыкальную композицию и
роман объединяет разве, что ироническая, но, одновременно и серьезная
апелляция к некоторым положениям буддизма и его символам.
"Махакала" - божество войны в северном буддизме. В романе прямо
не упоминается, однако подразумевается в ряде эпизодов. "Махакала" - также -
служба посвященная этому божеству, музыкальная часть которой,
в композиции не цитируется, но, также, подразумевается.
"Бой у станции Лозовая" - важнейшее событие в жизни человека,
которое может произойти с каждым из нас.
Двуххорная композиция состоящая из независимых и существующих параллельно музыкальных пластов - материала близкого к народной песне сквозь которую, в другом темпе и ритме, просвечивает мадригал. Конец 70-х годов.
КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ
написан в 1993 году. Задуман как сочинение "концертное" т.е. не слишком сложное, но достаточно эффектное. Концерт посвящен А. Шульруферу, первому исполнителю, который в то время был концертмейстером оркестра "С-Петербургский Моцартеум". Отсюда "моцартовский" состав оркестра: - флейта, два гобоя, две валторны, струнные. 1-я часть традиционно наиболее серьезна. Ее интонации основаны на мелодике грегорианского распева - свободного, с характерными мелодическими септаккордами, в партии сольной скрипки и более строгого у оркестровых струнных. 2-я часть - диалог между очень простыми мелодическими фразами скрипки и тембровой мелодией оркестра. Контрапункт погружен в ореол "спонтанных" флажолетов и фактурного мерцания деревянных духовых. В 3-й части концертные функции распространяются на весь оркестр, флейта становится практически вторым солистом. Черты concerto grosso и классической сонатной формы сочетаются с живостью музыки социалистического реализма. "Золотой ход" постоянно звучащий у застопоренных валторн придает происходящему несколько иронический оттенок.
ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА
Для виолончели и хорошо не темперированного eNsemble
Сочинение написано для участи в Пифийских играх 2003 года устроенных институтом
ProArte. Условием участия было написание воображаемого балета на античный сюжет
для eNsamble и солирующего инструмента.
Лернейская гидра - отвратительна.
Как известно, Лернейская гидра была девятиголовой, поэтому ансамбль
состоит из 9-ти исполнителей. Для большей убедительности их инструменты
должны быть плохо настроены (вернее - хорошо расстроены). Лидером ансамбля
является виолончель, инструмент, возможно, наиболее подходящий для передачи
драматизма этой сцены. Впервые в качестве ударного инструмента использованы
доски, которые ломает исполнитель на ударных инструментах и треск которых
изображает хруст костей жертв Лернейской гидры (коров, кажется).
Сценография может быть решена самым различным образом: - абстрактно
( в образе симпатичной девушки) или вполне конкретно (чудовище осматривается,
перемещается в поисках жертвы, атакует, и, наконец, насытившись, уползает в свое
логово).
Красота и ужас в античном мире находились рядом, поэтому композиция,
вместе со сценическим решением, является парной к "Послеполуденному отдыху
фавна" К. Дебюсси.
Эпитафия на памятник советской интеллигенции написанная И.Бродским задолго до ее реальной кончины. Основа музыки - произнесение текста. Ну еще немного гротеска и "макабра". Музыка эпохи поздней перестройки.
Название проекта придумали студенты. Предполагалось, что в композициях будут использованы звуки, которые по каким либо параметрам можно считать основополагающими, важными и т.п. Никакого иного сюжета нет, поэтому композиции между собой никак не связаны. "Горыныч" стихия огня, "Фалес Милетский" - воды, "Взрр" - вербальная интерпретация Большого взрыва. Я тоже решил включиться и попробовал "кстати" реализовать довольно старую идею об озвучивании спектров различных химических элементов, которые визуально выглядят как ряд узких цветовых полос (частот), что сильно напоминает спектральный состав тембра звука, поэтому, с помощью арифметических действий, их можно конвертировать в слуховой диапазон сохраняя отношения между частотами. Не могу сказать, что результат был ошеломляющим, поэтому возникла мысль дополнить это видеорядом, который более всего напоминает какую-то бессмысленную научную презентацию. Впрочем видео также связано со спектрами хотя, иногда, и отдаленно напр. - оптический спектр конвертируется в звук, который, в свою очередь вновь становится визульным - в виде осцилограммы или сонограммы.
ФIЛАРМОNIА
Слово "ФIЛАРМОNIА" появилось в новое время, его не было в древнегреческом языке,
однако,
оно полностью соответствует нормам языка с его склонностью образовывать сложные
слова путем склеивания корней. В греческом языке понятие "любовь" обозначается несколькими
словами имеющими различные оттенки смысла. Слова с корнем "ФИЛ" означают любовь-привязанность,
склонность. В данном случае, как название сочинения, слово "ФIЛАРМОNIА", помимо прямого
значения "любовь к гармонии", и, разумеется, названия организации, для музыканта ассоциируется с сочинением Д.
Адамса (J. Adams)
"Учение о гармонии для оркестра", а через него с книгой А.Шенберга (A.
Schoenberg).
Если же под "гармонией" понимать не только строение аккордов, но более высокую
согласованность и красоту
звучания, то что сейчас называется "sound", то возникает связь с музыкой Шелси (Scelsi),
композитора,
который уделял внимание звучанию, звуку, возможно, больше всех других в истории
музыки. Форма и структура сочинения - элементарны. 3 строфы, первые две - симметричны и
заканчиваются одинаковыми эпизодами с повторяющимся аккордом. Музыка строго диатонична -D-dur.
Основным движителем развития, помимо гармонии, является тембровая мелодия (Klangfarben
melodie).
В третьей строфе накопленная энергия трансформируется в фигурацию и мелодическое
развитие.
ЧТЕНИЕ
Для флейты, двух квинтонов (альтов) и контрабаса
Первоначально композиция написана для проекта С-Петербургского института
Pro Arte в котором исполнялись "Семь слов на кресте" И.Гайдна,
где вместо чтения соответствующих фрагментов Евангелия использовались
музыкальные вставки, написанные несколькими современными авторами.
Струнный квартет состоял из двух квинтонов (пятиструнных "скрипко-альтов"),
виолончели и контрабаса.
четыре монолога для солистов и инструментального ансамбля
Еще два фрагмента романа Саши Соколова вместо предисловия:
...ты произнес только что какие-то непонятные слова: до сих пор, спустя много
лет, -
что ты хочешь этим сказать, я не понимаю, мы что - разве не учимся больше в
школе, не занимаемся
ботаникой, не бегаем укрепляющих кроссов, не носим в мешочках белые полутапочки,
не пишем
объяснительных записок о потерянном доверии? Пожалуй, что нет, пожалуй, не
пишем, не бегаем и не учимся, нас давно нет в школе, мы то ли окончили ее с отличием, то ли нас
выгнали за неуспеваемость -
теперь не вспомню.
...Дорогой автор, я назвал бы вашу книгу ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ; знаете, есть
Школа игры на фортепьяно, Школа игры на барракуде, а у вас пусть будет ШКОЛА ДЛЯ
ДУРАКОВ,
тем более, что книга не только про меня или про него, другого,
а про всех нас, вместе взятых, учеников и учителей, не так ли?
B - A \
Структурная формула
C - H (I подтекст, II контекст)
D - S /
Композиция написана для концерта состоявшего из сочинений связанных с
музыкальными анаграммами Баха и Шостаковича.
Организацию музыкальной ткани можно рассматривать как серийную, т.к. вся она
основана на заявленной формуле. Однако способы реализации - достаточно
нетрадиционны. В 1-й части (Подтекст) в следствии особенностей нотной записи
флажолетов у струнных (а, в этой части все звуки - флажолеты), формула постоянно
присутствует в нотном тексте, но не в звучании, которое по стилистике приближено
к многохорному мотету строгого письма.
Во 2-й части (Контекст) - использованы самые разнообразные способы трансформации
букв в ноты. Например: - байтом кодирующим ту или иную букву, можно обозначить
MIDI ноту в результате чего, не только полные имена композиторов (Johann
Sebastian Bach), но и любой текст можно озвучить. Или наоборот - музыку
превратить в текст. Подобную операцию можно произвести и "аналоговым" методом -
на клавиатуре трехрядного аккордеона (она практически совпадает с QWERTY
клавиатурой). Такие превращения ничем не хуже, впрочем, и не лучше, чем
традиционное нотное прочтение некоторых букв т.к. то и другое - случайность.
Стилистически 2-я часть своей квадратностью и жестким ритмом отсылает слушателя
то к рок музыке, то к джазу. Эстетически это может быть оправдано тем, что
музыка Баха и, во многом, Шостаковича, сегодня инсталлирована в современный звук
вокруг нас - она звучит в рекламе, в мобильных телефонах, множестве гламурных
мероприятий.