Содержание • Предисловие II

Предисловие I

Кому все это нужно?

    Никто из нас не станет заказывать большегрузный автопоезд для перевозки тумбочки или, даже, холодильника. Но при использовании компьютерных программ сплошь и рядом происходит что-то похожее. Фотошоп используется для обрезки или поворота фотографий, ну, в продвинутом случае, еще и для изменения контрастности/яркости; с помощью Adobe Premier'а мы монтируем ролик, снятый на даче, а Sound Forge, а то и Nuendo, используем, чтобы вырезать паузы в записи выступления любимого чада на дне рожденья. При этом версия программы должна быть обязательно самой последней, хотя обычно достаточна не то что предыдущая, а вообще — 5–10-летней давности. Потому что должно быть не хуже, чем у людей, а главное — Качество, о котором говорят не только рекламные заверения фирм производителей, но и знакомые профессионалы. Иногда это правда. Но, для того чтобы получить это Качество или, даже, просто заметить или услышать разницу, во-первых, нужно быть профессионалом, иначе можно очень долго мучить фотошоп, а потом выяснить, что Picasa все сделает лучше, да еще и одним кликом. Во-вторых, нужно иметь профессиональную аппаратуру. Если для воспроизведения звука используется аудиочип на материнской плате, вы можете хоть ProTools использовать, разницы не будет.

    Все это выглядит неразумно, даже если этот "большегрузный автопоезд" бесплатный, а как выясняется, это не так. Не буду здесь обсуждать правовые и этические аспекты использования пиратских программ, замечу только, что, наряду с традициями и советским неуважением к собственности, свою долю ответственности несут и многие фирмы-производители. Ближайшее место, где можно приобрести легальную копию программы Finale (стандарт для нотных изданий), — это Эстония или Финляндия. Можно заказать посредникам — привезут. Но что получит пользователь, заплативший более 600 долларов? Поддержку на эстонском языке? А как быть со скидкой на апгрейт — ехать в Эстонию и искать там продавца?

    Тем не менее перемены неизбежны и произойдут они достаточно скоро. Кто не верит, вспомните 5–6-летней давности ток шоу на центральных каналах на тему "надо ли платить за свет или отопление?". Пиратство, конечно, есть везде и всегда будет, но... просто это становится неприличным.

    Большинство отечественных пользователей совершенно не готовы к такого рода переменам. Стоимость только упомянутых выше программ в несколько раз превышает стоимость самого компьютера. А что делать школам, да и всему образованию? Если программная начинка домашнего компьютера пока (надолго ли?) дело совести, то учить детей на пиратке как-то уж совсем нехорошо. Школьные учебники информатики пестрят примерами и ссылками на PowerPoint, Adobe Photoshop, Cakewalk, WaveLab и т. п. Это все одобрено Министерством образования! Получается лицемерие на государственном уровне: с одной стороны, нам показывают бульдозеры, которые давят пиратские диски, с другой, — а делать то что, если даже в учебниках так написано? Государство обещало обеспечить школы лицензионными Windows. Допустим, это произошло. Но государство никогда не сможет обеспечить каждый школьный компьютер программами на 5 тысяч долларов. Тут никакие национальные проекты не помогут. Но это дорого не только для нас. Иностранец, заглянув в меню "Программы" нескольких наших компьютеров, приходит к выводу, что в России живут очень богатые люди. Европейцы или, скажем, японцы не могут себе позволить такого набора программ, а образование во всем мире построено на свободных и бесплатных программах.

    Мы сами себя "подсадили" на топовые версии профессиональных программ, возможностями которых абсолютное большинство пользоваться не умеет, да и не нужны они девяти из десяти пользователей. Мы очень мало знаем о других версиях программ даже очень известных брендов. Все музыканты знают про Cubase SX, но мало кто знает про Cubase SE, который стоит 150 долларов, а не за тысячу, а хватит его и профессионалу для домашней работы. О свободных программах мы, разве что, слышали. Многие ли знают, что по адресу, например: https://sourceforge.net/, лежит около 2 000 только музыкальных программ под любые платформы и все это совершенно бесплатно и законно. Конечно, их уровень очень различен — от неловких поделок начинающих программистов до программ, не уступающих самым известным решениям, над которыми много лет работают целые коллективы. Конечно, сначала нужно потратить время, чтобы посмотреть, отобрать, проверить и разобраться. Этому и будет посвящено дальнейшее изложение.

    Определимся сразу — я вовсе не призываю всех перейти только на свободный софт. Люди, профессионально занимающиеся, в нашем случае, музыкой — звукозаписью, аранжировкой, нотно-издательской деятельностью, — не могут не пользоваться профессиональными же программами. Но они могут и должны платить за действительно качественный продукт. А вот всем остальным надо подумать, что же им в действительности нужно от музыкального компьютера, и я полагаю, что функциональности предложенных ниже программ хватит с избытком даже для большинства музыкантов. А для образования тем более.

    И еще; эти заметки не учебник и не самоучитель, поэтому количество скриншотов — минимально. Просто загрузите программу и вы все увидите лучше, чем на любой картинке. Я также не буду здесь объяснять, что такое кроссфейд (crossfade) и как работает ринг модулятор, — обо всем этом достаточно много написано. Эта книжка — обзор наиболее удачных, по моему мнению, свободных или бесплатных музыкальных программ, со всеми их плюсами и минусами, предназначенный для тех, кто имеет хотя бы небольшой опыт использования компьютера "для музыки", для преподавателей информатики и музыкальной информатики, для системных администраторов, которые могут легализовать свой софт в данной сфере. Думаю, что и многие профессионалы найдут здесь для себя кое-что любопытное, так как среди огромного количества программ и плагинов встречаются совершенно неожиданные и необычные решения.

    Материал в книге расположен по традиционным разделам: аудиоредакторы, MIDI секвенсоры, VST эффекты и инструменты, и разное. В каждом разделе представлены 2-3 программы, наиболее подходящие для повседневной работы и возможности которых достаточны для использования их в учебном процессе не только в школе, но и в вузах. В последней главе представлены несколько программ, которые по формату не укладываются в предшествующие разделы, их можно условно определить как творческие, они предназначены для композиторов, саунд дизайнеров и для всех, кто хочет создать что-то новое, свое собственное, уникальное.

    Для наглядности текст форматирован по следующей схеме:

Подзаголовок. Основной текст. Отступление или попутное замечание. Важное предупреждение, информация о багах и подвохах.

наверх

Hosted by uCoz