Kristal
freeware
http://www.kreatives.org/kristal
Авторы программы долгое время были одними из ведущих разработчиков фирмы Steinberg, участвовали в создании Cubase, Nuendo, Halion, затем организовали собственную компанию KristalLab. Этого достаточно для того, чтобы ожидать от Kristal'а хорошего качества и удобства в работе и эти ожидания в целом оправдываются. Этим также объясняется сильное сходство интерфейса, инструментов, даже горячих клавиш с программой Cubase. Если вы когда-нибудь имели дело с Cubase, то вы попадаете, можно сказать, домой, где все привычно и понятно. Help файл настолько хорош, что для описания основных возможностей программы просто переведу преамбулу с некоторыми сокращениями. Итак:
Назначение. KRISTAL Audio Engine многоканальный рекордер, аудиосеквенсор и микшер.... Он представляет собой систему модулей, где основным является консоль микшера, а секвенсор, аудиовходы реального времени и т. п. открываются как отдельные плагины.
KRISTAL Audio Engine бесплатен для индивидуального, образовательного и некоммерческого использования...
Основные возможности: 16 аудиотреков, внутренняя обработка — 32 бита с плавающей точкой, частота выборки от 44.1 до 192 kHz, сведение в 16/24/32 bit аудиофайлы, трехполосный параметрический эквалайзер и 2 VST слота на каждый канал, 3 VST слота на мастер выход, поддержка ASIO, 4 слота для плагинов Kristal... форматы: WAVE, AIFF, FLAC, Ogg Vorbis
В дистрибутив включены следующие модули:
KRISTAL Waver (секвенсор)....многоканальная запись на харддиск с использованием ASIO/MME, мониторинг входящего сигнала (ASIO), аранжировка аудиоклипов, fade-in/fade-out/crossfade, неограниченное undo/redo, экспорт AES 31.
KRISTAL LiveIN — подключение микрофона, гитары и т. п. для воспроизведения с использованием VST обработок в реальном времени.
KRISTAL Effects Plug-Ins — KristalMultiDelay, KristalChorus, KristalReverb, Kristalizer (компрессор/ лимитер и distortion эффект).
Все заявленные функции выполняются безукоризненно. Встроенных эффектов всего 4 плюс эквалайзер, но все хорошего качества. Поддерживается графический интерфейс всех (которые удалось проверить) VST плагинов и изменение их параметров в реальном времени. Никаких урезанных функций в бесплатной версии нет. Далее — некоторые детали и рекомендации.
Настройки. После инсталляции, во время которой нужно выбрать пункт "для личных и образовательных целей", переходим к настройкам: engine/preferences. Их немного. В пункте “General” выбираем внешний аудиоредактор. Kristal, как и все аудиосеквенсоры, использует неразрушающее (non destructive) редактирование, и для серьезных изменений нужно использовать внешний редактор. В пункте "VST effects" указываем путь к папкам с VST .dll — их может быть три. В пункте "Devices" — по умолчанию активированы все драйверы. Нужно снять лишние галочки и оставить одну, для драйвера, который и будет использоваться.
Если оставить все как есть, ничего страшного не произойдет, просто система будет тратить лишние ресурсы на поддержку готовности ненужных драйверов. Оставляем драйвер ASIO, если таковой есть (если его нет, то использование Kristal'а в значительной степени лишено смысла). Изменения вступят в силу после перезапуска программы.
Интерфейс. Идеология программы — звукорежиссерская, входы, выходы, эффекты подключаются к микшеру, а не к трекам, как это принято во многих программах. С левой стороны микшера расположены 4 аудиовхода. К каждому из них может быть подключен либо Waver (секвенсор), либо слот из четырех входов Line in. Реальное количество аудиовходов зависит, естественно, от вашей звуковой карты. Таким образом, можно подключить 4 Waver'а, что дает 64 канала. Так как на микшере только 16 линеек, неясно, зачем это надо, возможно рассчитано "на вырост". Или подключить до 4-х слотов Line in, что дает как раз 16 каналов. Такие звуковые карты, правда, бывают далеко не во ��сякой профессиональной студии. Или любую комбинацию того и другого — получится что то вроде караоке.
Если выбран вход Waver, открывается окно секвенсора (это действие можно выбрать по умолчанию). Меню программы содержит только те пункты, которые относятся к проекту в целом. Все действия внутри окна предполагают выбор тех или иных кнопок, инструментов, pop up меню с помощью мыши, т. е. эти действия не продублированы в меню. Такая экономия характерна для startup программ и требует некоторого привыкания.
Waver (секвенсор). Базовые операции. В верней части Waver'а расположены панели инструментов, их назначение понятно из пиктограмм (ножницы, клей, лупа, автопрокрутка и пр.) Ниже расположена строка информации, еще ниже — рамка навигации по проекту. Слева от треков расположена панель track control. Кнопки слева направо: импорт аудиофайла, моно/стерео, подключение (к микшеру) — обратите внимание, если эта кнопка не нажата, сигнал на микшер не поступает. Далее — готовность к записи и мониторинг (записи). Ниже — выбор аудиовхода для записи. Аудиофайлы загружаются в позицию курсора, их можно двигать, резать, копировать, менять громкость, делать фейды — все редактирование неразрушающее, т. е. содержимое исходного файла не изменяется. Аудиопартии внутри трека можно склеивать в любой комбинации, делая промежуточное сведение "bounce". Эта операция также возвращает линию громкости и фейды в исходное состояние, сохраняя при этом все сделанные изменения. Для более серьезной редакции можно отправить файл в аудиоредактор, эта операция доступна по правому клику мыши. После завершения редактирования необходимо обновить файл там же (unlock and refresh). Не забудьте, что изменения коснутся всех дублей этого файла. Для экспорта готового микста надо установить левый и правый локаторы (ctrl + клик левой или правой кнопки мыши), затем выбрать пункт file/export mixdown – все как в Cubase.
Обработка живого звука. Вход Line in, подключаемый прямо к микшеру, превращает ваш компьютер в DSP реального времени способный заменить множество дорогих железных устройств. Имея ноутбук с приличной звуковой картой, вы можете сделать хороший звук, например, на какой-нибудь конференции или собрании с вечно бубнящими микрофонами — просто сделайте из эквалайзера обрезной фильтр, а если еще добавить de-esser, то будет совсем хорошо. Если каналов на карте больше — можно обеспечить выступление небольшой рок-группы или иного ансамбля, причем с индивидуальной обработкой для каждого канала. Такая возможность — редкость среди компьютерных программ.
Эффекты и плагины. Подключение эффектов к микшеру стандартно и не может вызвать трудностей. Обратите только внимание, что эффект или эквалайзер нужно не просто открыть, а именно подключить: — нажать кнопку с электротехнической пиктограммой выключателя (справа от кнопки "е" — edit). Если кнопка не нажата — эффект пропускается (bypass).
Минусы. Из недостатков программы отметим два: — отсутствие возможности создавать точки на линии громкости, что при сведении часто необходимо. Приходится пользоваться внешним аудиоредактором, что неудобно, особенно с большими файлами. Вторым серьезным неудобством является отсутствие нормального монитора входящего сигнала. Индикатор, имеющийся в панели track control секвенсора, слишком мелкий, клипов не показывает и, вообще, кажется, врет. Приходится использовать микшер звуковой карты, что неудобно, да и не очень правильно. Проблему, конечно, можно решить, используя VST плагины для мониторинга и записи входного сигнала (такие тоже есть, в том числе и многоканальные), но все же лучше было бы иметь нормальный монитор.
В итоге: Kristal, несмотря на некоторые минусы, позволяет производить многоканальную запись и запись наложением с минимальной задержкой (ASIO); выполнять монтаж, сведение; создавать аудиосеквенции. Программа проста, наглядна, стабильна, а в сочетании с аудиоредактором (напр., Audacity) и набором плагинов образует полнофункциональную аудио workstation, пригодную для использования в образовании на всех уровнях, конечно, дома и даже в небольших профессиональных студиях.