Содержание • CPS • MusScore

Еще несколько любопытных программ и утилит

PD (Pure Date) open source

http://puredata.info/downloads.

    Достаточно известная программа, очень похожая на описанную выше CPS. Объектов в распоряжении пользователя больше и куда более разнообразны - от элементарных математических операторов до целых эффектов, поэтому, в целом, программа сложнее, но и возможностей у нее куда больше. Существует большое комьюнити пользователей PD. На сайте много материалов, статей, ответов на вопросы, патчей и пр.

SonicVisualiser open source

http://www.sonicvisualiser.org/

    Как понятно из названия, основная задача программы — визуализация звука. Способов визуализации предлагается очень много. Помимо традиционных, это определение нот, тональности, темпа, долей, лада. Некоторые спектрограммы поражают воображение: см. скриншот финала 9-й симфонии Малера на сайте — это почти партитура. Конечно, для этого надо повозиться с настройками, которых множество. Программа может также выполнять некоторые преобразования звука с помощью загружаемых плагинов. Поддерживаются плагины LADSPA и DSSI.

 

SPEAR  freeware

http://www.klingbeil.com/spear/

     Программа чрезвычайно интересная, хотя и несколько специфическая. Предназначена для звукового дизайна и анализа звука. Основана на диссертации автора посвященной звуковому анализу. Программа раскладывает звук на составляющие его синусоиды (при помощи преобразований Фурье, конечно) в очень удобном графическом представлении. После этого любую составляющую звука можно вырезать, подвинуть, усилить или ослабить, транспонировать, заменить другой, ускорить или замедлить, подрисовать и т.д.

 

      На сайте находятся несколько впечатляющий примеров гибридных звуков созданных таким методом (например, "помесь" арфы и колокола). Привлекательной стороной подобного способа конструирования звука является то, что получившийся результат сохраняет нерегулярность и "неправильность" естественного звучания, чего невозможно добиться никакими модуляторами.

      Для получения качественного результата нужно быть внимательными к большому количеству настроек, как при начальном анализе исходного звука, так и при ресинтезе. Многие проблемы и рекомендации для их решения можно найти на сайте в разделе help. Например, критично важен размер блока FFT - чем выше разрешение по частоте, тем больше размер блока, и, соответственно, хуже разрешение по времени (в некотором роде "принцип "неопределенности"). Поэтому проще хорошие результаты получить для одиночных тянущихся тонов, которые, собственно, и являются основным материалом используемым в сэмплере.

     А еще все это чрезвычайно наглядно. Прекрасно видны гармоники, шумы между ними, все можно послушать отдельно, например, гармоники четные и нечетные, что либо удалить или подвинуть, вырезать любую часть спектра, в том числе произвольной формы. С такой программой иногда просто интересно повозиться и поэкпериментировать.

 

 

PaulStretch open-source

http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

          Не хотите ли замедлить свой звуковой файл в 10000 раз? Тогда вам сюда.

       Как вы можете заметить продолжительность 10 секундного сэмпла здесь будет равна 4 дням, 10 часам и т.д.

        Практически все time stretch устройства работают по одному принципу - они разбивают звук на гранулы и затем прочитывают их повторно, или напротив - пропускают часть гранул, в зависимости от задачи. После чего звуковые данные с большей или меньшей аккуратностью интерполируются, сглаживаются в итоговый звуковой поток. Звук при этом, естественно, портится. Даже лучшие алгоритмы позволяют изменить продолжительность звука с приличным качеством процентов на 10 -20 (зависит от конкретного звука). При больших значениях количество артефактов стремительно нарастает и чаще всего делает результат неприемлемым, особенно в сторону замедления.

         Но в данном случае используется другой принцип - преобразования Фурье. Технология складывания блоков FFT анализа проста и используется в огромном количестве устройств. Разумеется, без потери качества также обойтись невозможно - в зависимости от размера блока теряется либо разрешение по частоте, либо по ритму. Также следует помнить, что в маленькие блоки "не помещаются" низкие частоты. Но зато дальше можно растягивать звук практически до бесконечности без дальнейших потерь. Поэтому для более или менее правдоподобного растягивания подходят далеко не все звуки. Наиболее удобны - имеющие хотя бы небольшие участки ровного звучания, того что в терминах синтеза называется "sustain". Это может быть тянущийся тон, или аккорд. Таким образом можно получить вытянутые "pad'ы" самых разнообразных тембров. Хуже всего получаются короткие звуки ударных.

       Однако основной целью подобного экстремального растягивания звука, конечно же, не является замедление выходящее за рамки здравого смысла. Зато при средних цифрах замедления (от 8 до 50 раз) самого разного музыкального материала образуются очень интересные и часто уникальные музыкальные текстуры. Иногда их можно просто слушать как минималистические композиции.

      Элементы управления описаны на сайте программы, их не так много и они более или менее понятны хоть сколько-нибудь опытному пользователю. Обратите внимание на вторую закладку "Process" - там есть pitch и frequency shift, возможность октавных удвоений и транспозиций, баланс тон - шум, графический фильтр и т.п. Третья закладка - "Binaural beats" - менее интересна, скорее - дань моде. И четвертая - запись результата в файл, где можно выбрать фраг��ент звука, который будет записан.

VB-AUDIO CABLE freeware

http://vb-audio.pagesperso-orange.fr/

       Виртуальный аудио кабель, при помощи которого можно решить огромное количество проблем, которые ранее казались очень трудно выполнимыми. Программа устанавливает виртуальный драйвер, система видит его как новое устройство, которое можно подключить к любой программе и даже установить устройством по умолчанию - тогда звуковой поток из медиа плейера, например, или браузера будет направлен на него. А уж к другому концу можно подключить любую аудио программу. Это позволяет без проблем записывать абсолютно любой звук, более того, в реальном времени можно микшировать, скажем, интернет радио с любым другим источником. Когда-то давным давно, кстати, такой проблемы не было, потому что Windows имела настоящий микшер, с которого можно было записывать. Однако, начиная с XP, он исчез. Частично проблема решалась с ��омощью Real player, Лови в Контакте, и пр., но существует множество сайтов, где они бессильны. Аудио соединение различных программ, если хотя бы одна из них не поддерживает ReWire или что-то подобное также было невозможным. А уж использовать в реальном времени браузер, как один из источников звука и подавно. Даже с помощью платных программ, которые, конечно же есть, это редко удавалось. Хотя подобные задачи и возникают нечасто да и далеко не у всех, но если уж возникают, то, обычно, нужно позарез.

       Собственно, это две программы, два драйвера - VB-audio - работает с MME, DirectX и WDM устройствами и HiFi-CABLE & ASIO Bridge которая, как понятно, работает как ASIO драйвер, причем даже с теми устройствами, которые ASIO по определению не поддерживают (например, системный проигрыватель). Можно установить обе и пользоваться по мере необходимости. Имеется панель управления со множеством настроек, есть отдельная программа микшер, которая может микшировать звук  нескольких программ и визуализатор звука формата 5.1.

        VB-audio работает без замечаний, а вот с ASIO Bridge бывают проблемы при коммутации с некоторыми программами. Приходится повозится с настройками. Тем не менее эта программа точно из разряда must have.

PMIDI open source

http://pmidic.sourceforge.net/

    Программа преобразует видеопоток с web камеры (освещенность различных участков) в MIDI сообщения. На выходе можно получить MIDI ноты, или данные любых контроллеров. Манипуляции с использованием web камеры смотрятся очень эффектно. В планах авторов, добавить поддержку других периферийных устройств.

MapleVMC freeware

http://www.hurchalla.com/Maple_driver.html

    Драйвер, который создает в системе четыре виртуальных MIDI порта. Таким образом можно коммутировать для одновременной работы любые программы (синтезаторы, виртуальные контроллеры, видеопрограммы и т. д.) поддерживающие MIDI интерфейс.

ASIO4ALL freeware

http://www.asio4all.com/

    Универсальный ASIO драйвер. Все современные аудиокарты имеют собственный ASIO драйвер, однако, если звук воспроизводится при помощи встроенного в материнскую плату чипа, такое бывает не всегда. Особенно данный драйвер актуален для ноутбуков. Он радикально уменьшает задержку звука, например, при использовании виртуальных инструментов.

P5midi

freeware www.nicolasfournel.com

    Программа конвертирует данные популярной игровой перчатки P5Glove в данные MIDI контроллеров. При помощи инфракрасного датчика отслеживаются движение руки раздельно по трем осям (XYZ, MIDI диапазон 0-127) и движения пяти пальцев в том же диапазоне. Есть еще три рабочие кнопки на перчатке. Восемь контроллеров – уже довольно много, но при помощи логической схемы (patch) в одной из интерактивных программ (PD, CPS, Max MSP, Usine), количество передаваемых данных может быть увеличено на порядки. Даже, если рассматривать каждый контроллер как переключатель, получается восемь «да - нет» - т.е. байт, а это уже 256 значений. А у них еще по 128 позиций. Манипулирование звуком в таком режиме должно напоминать какой-то свихнутый индийский танец. Можно и наоборот. Перевести движение руки в классическом индийском танце в MIDI данные. Интересно, что получится? А, если одеть перчатки на обе руки?

Bio2MIDI

freeware  www.algoart.com/

    Оказывается, существует целая область электронной музыки, где в качестве музыкального материала используются последовательности ДНК в генах, последовательности белков в ДНК и т.д. Основоположником направления, видимо, следует считать Д. Димера (David Deamer), вообще-то известного и уважаемого химика, который еще в 80-е годы подал такую идею. Тогда же она и была реализована в первый раз – DNA suite (D. Deamer, Riley McLaughlin). Маклафлин, правда не тот – не Джон, а какой-то Райли. А сегодня в разных странах выпускается множество дисков, проводятся какие-то мероприятия, даже фестивали, есть авторы, специализирующиеся на этом материале, ну, и существует несколько компьютерных программ трансформирующих биологические последовательности в музыкальные.

    Описывать программу не буду, там все очень просто – можно выбрать, или создать звукоряд (присваивая каждому химическому комплексу ту или иную ноту), регулировать темп, длительность, тембр и т.д. На выходе получается MIDI файл, который можно потом доводить до ума в любом секвенсоре. Программа читает расшифровки генов из текстовых файлов в каком-то общепринятом в биологии формате (он указан в help файле), поэтому загружать материал туда можно самостоятельно (приложены штук 15 примеров). В принципе, если есть деньги, можно заказать расшифровку собственного генетического кода и превратить его, скажем, в симфонию. Такой вот биологический эксгибиционизм.

    Там же, на сайте, есть еще несколько любопытных программ  и коллекция сделанной в них музыки. 

QM vamp-plugin

freeware www.vamp-plugins.org/download.html

    В отличии от всех остальных плагинов, vamp-plugins никаких изменений в звук не вносят. Они его анализируют. В результате можно получить сведения о темпе, тональности, размере и ритме музыки, определить длительность и высоту нот, структуру аккордов, проанализировать спектр звука и пр. Данный набор плагинов происходит из центра цифровой музыки Queen Mary University of London. На сайте есть множество других плагинов и программ (в основном open source), можно пройти по ссылкам на дружественные сайты, там много всего интересного, в том числе несколько программ хостов, которые поддерживают данный формат. Из описанных в основном тексте книжки программ, работать с vamp-plugins могут Audacity и Sonic Visualiser.

Wormhole2

freeware http://plasq.com/wormhole

    Программа (VST plugin) посылает аудио поток из программы хоста (один или несколько каналов) по локальной сети (TCP/IP) на другой компьютер, где аудио обрабатывается эффектами другой программы (тоже VST хоста) и возвращается в исходную программу. Таким образом второй компьютер используется как внешний эффект процессор. Отличие от традиционной схемы заключается в том, что аудио данные передаются между программами минуя звуковую карту, провода и пр. В оптимальном случае такой способ должен давать меньше искажений и меньшую задержку сигнала, чем традиционный способ. Создание такой петли требует некоторой возни с настройками, напр. необходимо в файрволе открыть требуемые wormhole порты, настроить плагины, протестировать петлю... Все инструкции по настройкам содержатся в файле помощи.

    Для чего все это? Ну, бывает, что мощности не хватает, хотя это редко; законопослушные граждане могут пользоваться какой-нибудь дорогущей обработкой со своего рабочего, не столь навороченного компьютера; можно впрячь в одну упряжку Wintel и Apple; наконец объединить несколько ноутбуков для работы на сцене, особенно, если используются аудио и видео программы, которые вообще плохо сочетаются на одном компьютере в реальном времени.

 

наверх

Hosted by uCoz